Кто с детских лет занимается
математикой, тот развивает внимание,
тренирует свой мозг, свою волю,
воспитывает настойчивость и упорство
в достижении цели.
(А. Маркушевич)
В МБОУ « Борисовская СОШ №1 им. А.М. Рудого» с 1 сентября 2016 года был открыт проект распоряжением администрации Борисовского района:
«Освоение технологий ментальной арифметики как средства развития интеллекта обучающихся» . Цель которого – развитие концентрации внимания, воображения и логического мышления, наблюдательности, слуха, творческого мышления и фотографической памяти.
С 2016 года учащиеся Школы 1- 4 классов осваивали ментальную арифметику в рамках внеурочной деятельности. Администрацией Борисовского района были выделены средства для обучения учителей методики преподавания данного курса, на приобретение методической литературы и дидактического материала , на оснащение кабинетов демонстрационными абакусами. В процессе обучения, учителями были отмечены : повышенная продуктивность на уроках математики, дети быстрее осваивали устный счет. В ходе диагностики учебно-познавательного интереса так же видна положительная динамика, в сравнении с прошлым учебном годом. У детей наблюдается любопытство, устойчивый учебно-познавательный интерес.
У обучающихся были исследованы познавательные универсальные учебные действия (Диагностика одаренности А.И.Савенков, диагностика логического мышления Н.И.Ильичева). Показатели имеют положительную динамику, в сравнении с началом учебного года. Концентрация, скорость, объем и переключаемость внимания увеличилась (таблицы Шульте). Динамика развития зрительной и слуховой памяти положительная (тест Д. Векслера). На занятиях не все время отводилось только ментальному счету. Детей учат общаться друг с другом, танцевать, петь, читать стихи. Одним словом, на основе методики идет постоянное развитие обоих полушарий головного мозга Во время работы с абакусом развивается мелкая моторика рук, а это в свою очередь сказывается на развитии левого полушария мозга. Благодаря умению логически мыслить, ребенок становится успешнее по всем предметам школьной программы. Намного легче дается заучивание стихов, прозы, изучение иностранных языков.
Многие родители на практике познали полезность новой методики. Они считают, что такой предмет должен быть включен в школьную программу. Пусть не обязательным часом, а в разделе внеурочной деятельности ему нужно отвести место. Ведь это действительно развивающая методика, помогающая развитию детского интеллектуального потенциала. Как правило, более ярко выраженный результат наблюдается у детей с математическими наклонностями.
На основании постоянно проводимых мониторингов , микроисследований, конкурсов и олимпиад можно сделать вывод о том, что занятия ментальной арифметикой полезны для обучающихся, т.к. они развивают интеллектуальные способности детей . Уже спустя шесть месяцев освоения программы родители обратили внимание на то, что дети могут свободно оперировать многозначными числами, не пользуясь никакими вычислительными машинами. Есть только один инструмент, который необходим для учебы – абакус или соробан. Май 2018 год – проект завершен, но программа внеурочных занятий по кусу « Освоение технологий ментальной арифметики как средства развития интеллекта обучающихся» вошла в образовательную программу школы и получила свое развитие. «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле»( А.Н. Крылов)